Сказка о Рыбаке и надувной еврорыбке |
На Первом канале, наконец, сдулся гигантский воздушный шарик под
названием «Евровидение-2009». Если сложить все прямые трансляции и
всевозможные сюжеты, посвященные этому празднеству, получится, что
почти сутки телезрителей опутывали попсовой евросетью. Бюджет фестиваля
тоже все раздувался: вначале озвучивали цифру в 20 миллионов евро,
затем – 40-45, а сразу после финала в студии Первого канала
председатель российского жюри композитор Игорь Матвиенко проговорился:
150! Москва принимала «Евровидение» на уровне Олимпийских игр:
усиленными нарядами милиции, перекрытием движения транспорта,
плакатами, волонтерами, ажиотажем у касс «Олимпийского», продлением
работы метрополитена до 3:30 ночи.
Все эти титанические усилия привели к тому, что Москве удалось
надуть самый большой и самый разноцветный шарик, поразивший всю
телеЕвропу. В «Олимпийский» со всех концов света свезли груды новейшей
аппаратуры и света, специалистов по свету и звуку, выписали французский
цирк Де Солей, аргентинский подвесной чудо-бассейн, создав в итоге
феерическую телекартинку. Как сказал все тот же Игорь Матвиенко, рухнул
миф о том, что русские слабы в шоу-бизнесе: «Дайте денег! Вот дали, и
все получилось!». (Ничего себе позиция: я понимаю, дайте денег на
больницы и пенсии, а шоу-бизнес во всем мире не только сам живет
припеваючи, но и налоги платит в казну огромные…).
И действительно, Европа оценила наш пир во время кризисной чумы –
комплиментов и высоких оценок от представителей разных стран хватало.
Но Первый канал не мог удержаться от застарелой традиции хвалить самих
себя: «Мы лучшие! В ближайшие пять-десять лет на наш уровень не выйдет
никто!». Кто только ни говорил о своей крутизне в эфире: и гендиректор,
и главный режиссер, и дикторы. Сев на эту иглу, и гости, попавшие в
камеру, пели осанну Первому каналу. От отсутствия чувства меры и
элементарной скромности подташнивало…
Вокруг московского еврокостра пытались погреть руки многие: геи
затеяли свой парад, левые протестовали против антикризисной политики,
пираты наводнили Москву фальшивой продукцией с евросимволикой,
спекулянты умудрялись продать 300-рублевые билеты за 10-30 номиналов.
Были раскрыты несколько попыток терактов, стражи порядка настолько
намаялись, что на другой день было решено перенести на более позднее
время футбольный матч между ЦСКА и «Зенитом», чтобы дать милиционерам
элементарно выспаться.
В этой еврокутерьме на удивление нескандально прошел сам конкурс.
Правда, после неудачи «отстегнутый» от финала минский соловей Петр
Елфимов в беседе с прессой выпалил: «Пел я все равно ох…но!», но
представитель белорусской делегации тут же извинился на ненормативную
горячность. Зато другой белорус с норвежским паспортом - 23-летний
Александр Рыбак спел действительно на «ох» и «ах», и не просто
оправдал, а перекрыл все прогнозы: взял первое место с огромным
отрывом, установив новый рекорд «Евровидения» по набранным баллам –
почти четыреста (в полтора раза больше, чем у Билана в прошлом году).
Триумфатор «Евро-2009», конечно, парень с картинки обаяния. Улыбка в
33 зуба, как у молодого Игоря Скляра (недаром Рыбак любит песню «На
недельку до второго я уеду в Комарово»), высокий, открытый, актер от
природы. В свои 23 выглядит на 16, не женат, да и непонятно, есть ли у
него девушка, нужна ли она ему. Не только поет необычным тембром, но и
сам сочиняет, да еще и на скрипочке лихо наяривает. Золотой мальчик! И
ведь наш, точней, почти наш! «Саша Рыбак – с русской душой!» – то и
дело раздавалось в студии Первого канала, хотя в России ни Саша, ни его
родители никогда не жили. В Советском Союзе, в Витебске, Минске –
другое дело. Там Рыбак родился и прожил четыре года… Но так велико было
желание наше победить, что, вмиг разочаровавшись в грубоватой и
прямолинейной Насте Приходько (11 место), все тут же бросились
нахваливать душку Рыбака. А он, хитрец, уловил всеобщее настроение: в
миг триумфа кричал победные слова на русском, хвалил нашу эстраду,
пообещал на будущий год написать и спеть в Осло балладу на русском.
Молодец, смекнул: Норвегия – маленькая, а настоящую золотую рыбку удачи
с его корнями надо ловить на бескрайних российских просторах…
В этом море победных эмоций никто не вспоминал о том, как
провалилась утверждавшая, что едет только за победой для Франции,
легендарная Патрисия Каас, как не сбылись мечты величайшего композитора
лорда Эндрю Ллойд-Вебера вместе с юной Джейд Эвен привезти
«Евровидение» в Лондон… А ведь их неудачи лишний раз доказали, что
«Евро», сколько денег в него ни вбухивайте, был и остается
конкурсом-сказкой для молодых, начинающих артистов, где не звания и
опыт, не вокальные и актерские данные, а белозубая улыбка и простая
мелодия приобретают непобедимую волшебную силу.
Михаил Антонов, «Фонтанка.ру»
|