«Мы вас удивим»: что пока скрывает маэстро Гергиев
На премьеру «Нормы» в Петербург съехались гости из-за рубежа и светская МоскваАнастасия Мельникова
Фестиваль "Звезды белых ночей" в Санкт-Петербурге открылся грандиозной премьерой. Впервые за 150 лет здесь поставили оперу "Норма". За дирижерским пультом был сам маэстро Гергиев. Режиссер-постановщик — Сергей Новиков.
Анастасия Мельникова
Позже, после окончания спектакля, они рассказали, как им вместе работалось (продуктивно и успешно, причем уже не в первый раз). Валерий Гергиев также поделился секретом с РИА Новости: скоро в постановке Мариинского театра будет участвовать ИИ. "Мы следим за последними тенденциями, за тем, что вокруг происходит, в театральном мире в том числе, — говорит маэстро. — Приезжайте к нам в июне! Увидите, как мы задействовали искусственный интеллект, нам есть чем удивить".
Дирижер Валерий Гергиев и режиссер-постановщик Сергей Новиков после премьеры оперы «Норма» в Мариинке-2© Фото предоставлено пресс-службой Медиа-форума «Диалог культур»/Руслан ТимербаевЭталонная премьераВ большом зале Мариинки-2 ни одного свободного места, приехали звездные гости из Москвы, среди зрителей много иностранцев. Открытие фестиваля стало одновременно и ярмаркой тщеславия, и важной исповедью.
Сцена из спектакля «Норма» в Мариинском театре © Фото : Пресс-служба Мариинского театра/Наташа Разина, 2025 Удержаться на грани, когда священное сталкивается с грехом, почти невозможно. Особенно если партитура грандиозной итальянской трагедии звучит как приговор эпохе, забывшей о настоящей любви и страсти.»Норма» Винченцо Беллини — опера, которую сам композитор когда-то называл «дочерью отчаяния», вернулась на сцену. С вопросом: можно ли оставаться божеством, когда жизнь во грехе, а в сердце — бездна?Санкт-Петербург, где сумерки растворяют время, идеален для подобной истории. Сценография Сергея Новикова — словно продолжение души Нормы: каменные плиты, сдавливающие пространство грузом вины. Но — и свет, обнажающий эмоции.
А потом в центре — огромный яркий круг, зависший над сценой, словно гильотина. Словно лабиринт, где Норма теряет саму себя в смертельном конфликте желания и долга.
1
Мировая премьера: 26 декабря 1831 года, театр "Ла Скала", Милан
2
Премьера в Большом (Каменном) театре: 8 ноября 1843 года, Императорская итальянская оперная труппа
3
Премьера в Мариинском театре: 13 ноября 1861 года
4
Премьера новой постановки: 22 мая 2025 года
О чем опера Беллини «Норма»: краткое содержание
Премьера спектакля «Норма» в Мариинском театре © Фото : Пресс-служба Мариинского театра/Михаил Вильчук, 2025 Действие разворачивается в 50 году до н.э. и повествует о трагической любви верховной жрицы друидов Нормы. Она влюбляется в римского проконсула Поллиона и рожает от него детей, нарушив тем самым свой обет. Со временем страсть любовника угасает, Поллион обращает внимание на юную Адальжизу, которая отвечает ему взаимностью.Узнав об этом, Норма решает отомстить. Она пытается убить их общих детей, но передумывает благодаря вмешательству Адальжизы. Та обещает уговорить Поллиона остаться с Нормой. Однако Поллион отказывается.
Сцена из оперы «Норма» в Мариинском театре © Фото : Пресс-служба Мариинского театра/Наташа Разина, 2025 Верховная жрица решает поднять восстание против римлян. В кульминации оперы Поллиона застают в храме друидов и выносят ему приговор за осквернение священного места. Норма, пытаясь спасти возлюбленного, предлагает ему сделать выбор в ее пользу. Поллион вновь отвергает ее. Тогда Норма, признавшись всем в своем грехе, приговаривает себя к сожжению на костре. Поллион, восхищенный ее силой духа, следует за ней. Они умирают вместе.Ее имя — НормаБезусловно, звезда Альбина Шагимуратова (Норма — что в переводе означает «мера», «эталон») вновь поразила Мариинку и ее пафосных премьерных зрителей. Звучала эталонно, шикарно — казалось, живет на сцене свою лучшую жизнь оперной дивы мирового масштаба. Ее голос то обволакивал шелком, то пронзал сталью и обнажал трагедию матери, заносящей нож над колыбелью.
Сцена из оперы «Норма», Мариинка-2, режиссер-постановщик Сергей Новиков© Фото : Пресс-служба Мариинского театра/Наташа Разина, 2025
Премьера спектакля «Норма» в Мариинском театре © Фото : Пресс-служба Мариинского театра/Михаил Вильчук, 2025
Сцена из оперы «Норма» в Мариинском театре © Фото : Пресс-служба Мариинского театра/Наташа Разина, 2025 1. Сцена из оперы «Норма», Мариинка-2, режиссер-постановщик Сергей Новиков© Фото : Пресс-служба Мариинского театра/Наташа Разина, 2025 2. Премьера спектакля «Норма» в Мариинском театре © Фото : Пресс-служба Мариинского театра/Михаил Вильчук, 2025 3. Сцена из оперы «Норма» в Мариинском театре © Фото : Пресс-служба Мариинского театра/Наташа Разина, 2025 Адальжиза (Екатерина Лукаш) — отражение юности Нормы. Их дуэт «Mira, o Norma» — диалог двух прекрасных женщин. У одной — пламя, уже опалившее крылья. У другой — искра, еще не знающая, что ждет впереди.Постановщик Сергей Новиков, великолепно соединивший режиссуру и сценографию, создал удивительный мир друидов — носителей ледяной логики. Их одеяния, высеченные из грубых тканей, контрастируют с платьями жриц и словно напоминают о хрупкости святости.Кстати, художник по декорациям и костюмам — известный в международном театральном мире Сергей Новиков (тезка режиссера-постановщика).
Сцена из спектакля «Норма» в Мариинском театре, май 2025© Фото : Пресс-служба Мариинского театра/Наташа Разина, 2025Музыка как землетрясениеМаэстро Гергиев ведет оркестр к яростному катарсису. Его Беллини лишен слащавости бельканто — в каждой ноте слышен рев вулкана. А партии хора напоминают гул подземных толчков, предвещающих извержение.
Премьера оперы «Норма» в Мариинке-2© Фото : Пресс-служба Мариинского театра/Михаил Вильчук, 2025 Любопытно, что сама опера долго считалась неудачной. Современники критиковали сложность партии Нормы. Сегодня эта музыка звучит вызовом — и традициям, и эпохе новых алгоритмов.Видеопроекции переносят зрителей в священные рощи и в подсознание героини, где мелькают тени детей и лики забытых богов.Фестиваль как противоядие»Звезды белых ночей» и «Норма» — попытка диалога с вечностью в мире, где эмоции стали товаром.
Премьера спектакля «Норма» в Мариинском театре © Фото : Пресс-служба Мариинского театра/Наташа Разина, 2025Гергиев и Новиков разбивают зеркало, в котором отражаемся мы все: те, кто выбирает между долгом и чувством, маской и правдой.Грандиозная финальная сцена: Норма, признавшаяся в грехе, исчезает в ослепительном свете. Это освобождение.А публика, аплодирующая стоя, провожает частицу себя, еще способную гореть.
Поклоны после премьеры оперы «Норма» в Мариинском театре © Фото : Пресс-служба Мариинского театра/Михаил Вильчук, 2025 08:00 29.05.2025 (обновлено: 19:59 27.06.2025)
Источник: ria.ru