Пять концертов июля: Зал Зарядье масштабно завершает сезон
Обзор июльских концертов Зала Зарядье
- Редкие голоса
- Опера на исторический сюжет
- Концерты на открытом воздухе
© Фото предоставлено пресс-службой Зала Зарядье ДзенЛегендарная «Ленинградская» симфония
© Фото предоставлено пресс-службой Зала Зарядье Один из лучших дирижеров современности – Валерий Гергиев – в завершении фестиваля выступает 2 июля с оркестром Большого театра. В этот вечер прозвучит одно из самых известных сочинений музыки ХХ века – знаменитая Симфония № 7 Дмитрия Шостаковича, которую еще часто называют «Ленинградской». Музыка этой симфонии, особенно, конечно, ее первой части, у всех на слуху. Первые три части партитуры композитор писал в 1941 году в блокадном Ленинграде, и именно этому городу он и посвятил произведение. Премьера прошла в марте 1942 году в Куйбышеве (в настоящее время – Самара), где Шостакович был в эвакуации. Впервые симфония прозвучала как раз в исполнении оркестра Большого театра, которым тогда руководил дирижер Самуил Самосуд.
Редкие голоса
© Фото предоставлено пресс-службой Зала Зарядье Сразу трое солистов – представителей редкого высокого мужского голоса контратенор – дадут концерт 4 июля. Андрей Немзер, Вадим Волков и Иван Бородулин в сопровождении Фестивального оркестра исполнят арии, дуэты и трио из опер эпохи барокко, с которой и связан взлет популярности этих голосов. Тогда особого звучания добивались после медицинского вмешательства, которому талантливые мальчики подвергались еще в детстве.Сегодня контратеноры используют особую технику – развитый и укрепленный фальцет. Но такая «искусственность» требует от исполнителя особого мастерства в поиске баланса и чистоты звука. Репертуар контратеноров состоит в основном из музыки XVII-XVIII веков. В ХХ веке композиторы тоже писали для этого тембра, но не так часто. В последние годы обладатели этого голоса стали появляться и среди эстрадных исполнителей.
Опера на исторический сюжет
Знаменитая сопрано Ольга Перетятько исполнит главную партию в концертной версии оперы «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова 5 июля. Произведение на исторический сюжет рассказывает о третьей женитьбе Ивана Грозного. Интересно, что сам царь появляется на сцене молча и лишь эпизодически. Главные в этой музыкальной драме – женские персонажи. Композитор написал оперу всего за десять месяцев, и ее премьера осенью 1899 года прошла с большим успехом. Сам автор определял стиль оперы как «певучий по преимуществу». И, действительно, здесь множество красивых арий и ансамблей, которые позволяют певцам проявить свои вокальные возможности и мастерство.
Концерты на открытом воздухе
© Фото предоставлено пресс-службой Зала Зарядье В день закрытия III Летнего музыкального фестиваля 6 июля Зал Зарядье проведет сразу два концерта, и оба – на открытом воздухе. Днем на сцене Большого амфитеатра парка «Зарядье» Ренессансный оркестр под управлением флейтиста Владимира Парунцева представит программу «Пастиччо». В переводе с итальянского это слово означает не только «паштет», но и «мешанину». В музыке оно обычно обозначает оперу, музыка которой заимствована из ранее написанных произведений одного или нескольких композиторов. Такие представления были популярны в Италии в XVIII веке. Программа концерта состоит из произведений музыки эпохи Возрождения, которая исполняется довольно редко. Музыканты Ренессансного оркестра играют на инструментах, которые в точности копируют старинные инструменты XVI-XVII веков. Они напоминают современные, но довольно сильно отличаются и по конструкции, и по звучанию.Вечером 6 июля исполнение кантаты Carmina Burana немецкого композитора Карла Орфа завершит фестиваль. Произведение прозвучит в исполнении солистов Фестивального хора «Зарядье» и Фестивального симфонического оркестра «Зарядье» под управлением Ивана Рудина. Свою знаменитую кантату Карл Орф написал в 1937 году. Чуть ранее ему в руки попал сборник латинских и немецких песен на стихи из рукописи XIII века, найденной в монастыре в Баварии. На первую страницу издания был помещен рисунок «Колесо Фортуны»: человеческая фигура возносилась вверх, удерживалась там, стремительно падала вниз и лежала распростертая. Со временем это изображение стало ассоциироваться с произведением Орфа. Кантата стала новой точкой отсчета для композитора – он сам считал, что именно с этого произведения начинается его собрание сочинений. Первый номер из «Кармина Бурана» часто используется в массовой культуре – от кавер-версий и современных обработок разных групп до рекламных роликов.
Источник: ria.ru