Умная провокация Богомолова: чем зацепит «Смерть Тузенбаха» на Бронной

Интеллигент из НКВД, латентный нацизм в Эстонии и красивые женщины военного времениАнастасия Мельникова

Константин Богомолов, один из главных провокаторов российской сцены (пожалуй, уже главный), вновь удивляет. В Театре на Бронной начались премьерные показы спектакля "Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши".



Умная провокация Богомолова: чем зацепит

Анастасия Мельникова

Это сильный драматургический детонатор, где политика сплетается с культурой, чеховские "Три сестры" — с малоизвестной эстонской пьесой "Жизнь в цитадели", а прошлое рождает новых героев нашего времени. Зрителей ждет взрыв смыслов. А еще — наблюдение за тем, как быстро персонажи приспосабливаются к обстоятельствам. Следить за этим конформизмом порой довольно неприятно, но очень интересно — не оторваться.

Исторический детектив на фоне апокалипсиса



Умная провокация Богомолова: чем зацепит

Сцена из спектакля "Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши"

© Фото предоставлено пресс-службой Театра на Бронной



Умная провокация Богомолова: чем зацепит

Спектакль "Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши" в Театре на Бронной

© Фото предоставлено пресс-службой Театра на Бронной



Умная провокация Богомолова: чем зацепит

Сцена из спектакля "Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши"

© Фото предоставлено пресс-службой Театра на Бронной1.

Сцена из спектакля "Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши"

© Фото предоставлено пресс-службой Театра на Бронной 2.

Спектакль "Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши" в Театре на Бронной

© Фото предоставлено пресс-службой Театра на Бронной 3.

Сцена из спектакля "Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши"

© Фото предоставлено пресс-службой Театра на БроннойВеликая Отечественная война, 1944 год, эстонский городок Какс Киви. В доме Ольги Прозоровой-Фрост (когда-то уехавшей из революционной России) только что закончилась нацистская оккупация, а на пороге уже стоят советские войска. Семья решает остаться в своем эстонском доме, где на стене еще висит портрет Гитлера (его, впрочем, быстро прячут). В этот момент прибывает майор Соленый из советской контрразведки (роль исполняет сам режиссер — Константин Богомолов). Его цель — расследование, которое быстро выходит за рамки обычного и обещает детектив, полный нравственных противоречий и психологических метаний героев.За три дня Соленый вытаскивает на свет скелеты из шкафов всего дома: близнецы-антагонисты, эсэсовцы, перебежчики, личные драмы, слившиеся с трагедией целой Европы. Это уже не просто детектив, а исторический триллер, где каждый шаг грозит провалом, а прошлое мстит настоящему.Языки пламени: русский, немецкий, эстонский



Умная провокация Богомолова: чем зацепит

Сцена из спектакля «Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши» в Театре на Бронной © Фото предоставлено пресс-службой Театра на БроннойПогружение в эпоху — тотальное. Герои говорят на трех языках, создавая аутентичную и напряженную атмосферу оккупированной территории. Темы конформизма, исторической памяти, фальши интеллигенции и возмездия звучат негромко, но с пугающей остротой.У режиссера Богомолова — резкий текстовой монтаж, создающий новую, жгучую драматургию. У актера Богомолова — умение говорить мягко и чуть отстраненно (здесь, как обычно, в помощь индивидуальные микрофоны у всех персонажей), но фактически — кричать о современности, даже обращаясь к прошлому.На разных языках говорят и женские персонажи — Ольга, ее дочери Ирина и Маша, эстонская невестка Эмилия — это россыпь выразительных образов. За ними любопытно наблюдать: сильная игра с тонкими психологическими нюансами, бережно подобранный стиль каждой героини — браво актрисам, режиссеру, а также, конечно, художнику по костюмам.Соленый и судные дни



Умная провокация Богомолова: чем зацепит

Константин Богомолов (майор Соленый) и Дарья Жовнер (Ольга Фрост) в спектакле «Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши» © Фото предоставлено пресс-службой Театра на БроннойРежиссер Богомолов открыто симпатизирует Соленому: это «соль земли», беспощадный скальпель войны, знающий свою правду и цель. Он — воплощение неизбежного суда. Майор-разведчик при этом подлинно интеллигентен, образован, во многом великодушен (в первую очередь к женщинам) и лаконично беспощаден к противнику, действуя в логике войны. Его монологи о «выжигании инфекции» звучат как манифест. В отличие от нацистов, выжигавших целые деревни и села без разбора, Соленый предоставляет некоторым участникам драмы возможность сделать выбор — к примеру, самому уйти из жизни, но спасти семью от репрессий.



Умная провокация Богомолова: чем зацепит

Евгений Перевалов в роли барона Тузенбаха в спектакле «Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши» в Театре на Бронной © Фото предоставлено пресс-службой Театра на Бронной



Умная провокация Богомолова: чем зацепит

Сцена из спектакля «Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши» в Театре на Бронной © Фото предоставлено пресс-службой Театра на Бронной1. Евгений Перевалов в роли барона Тузенбаха в спектакле «Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши» в Театре на Бронной © Фото предоставлено пресс-службой Театра на Бронной 2. Сцена из спектакля «Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши» в Театре на Бронной © Фото предоставлено пресс-службой Театра на БроннойЕго антипод Тузенбах — из рода самопровозглашенных вампиров — внешне милый мямля. Тоже образованный, но при этом безвольный конформист, прикрывающий принятие нацизма гуманистическими речами о культуре и нравственных муках. Ничтожна в результате его «болотная» смерть — как пощечина целому типу мышления, целому пласту приспособленцев.Лаконизм, напряжение, взрывные эмоции



Умная провокация Богомолова: чем зацепит

Сцена из спектакля «Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши» в Театре на Бронной © Фото предоставлено пресс-службой Театра на БроннойУзнаваемый богомоловский стиль проявляется в лаконичных, как выстрел, мизансценах, острых диалогах и мощной игре актерского ансамбля Театра на Бронной (Дарья Жовнер, Лера Горин, Елена Степанян, Светлана Божатова, Сергей Городничий, Никита Худяков, Артем Шаромов, Варвара Комарова и другие). Сценография Ларисы Ломакиной — словно отсылка к чеховской цветовой палитре, но в новом, тревожном контексте.Константин Богомолов не предлагает готовых решений. Его спектакль — интеллектуальная и эмоциональная шок-терапия. Он провоцирует на переживание и споры, обжигает вопросами о власти, лжи, цене выживания и выборе на изломе эпох.Это не развлечение. Это — интенсивное переживание, политическая притча, семейная сага и детектив, сплавленные воедино на фоне исторического катаклизма.



Умная провокация Богомолова: чем зацепит

Поклоны на премьере спектакля «Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши» в Театре на Бронной © Фото предоставлено пресс-службой Театра на БроннойВернуться на главную 08:00 31.05.2025

Источник: ria.ru